Мы за безопасный Интернет
Концепция проведения областных профилактических мероприятий
«Мы за безопасный Интернет!», приуроченных к Международному дню
безопасного Интернета (второй вторник февраля), Международному дню
отказа от гаджетов (5 марта)
Областные мероприятия «Мы за безопасный Интернет!» направлены на
формирование основ безопасного поведения в сети Интернет. Мероприятия
проводятся в рамках реализации блока тематических мероприятий
«Безопасный Интернет» проекта «Тюменская область – территория
здорового образа жизни!».
География мероприятий: муниципальные образования Тюменской
области
Дата проведения мероприятий: с 01 февраля по 31 марта 2023 г.
Цель: формирование навыков ответственного и безопасного поведения в
интернет-пространстве среди детей и их родителей.
Организаторы:
— ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации» (далее –
ГАУ ТО «ОЦПР»);
— Органы и учреждения системы профилактики муниципальных
образований Тюменской области.
Мероприятия:
Муниципальные образования Тюменской области:
1. Организация и проведение информационно-просветительских
мероприятий, в том числе в рамках проведения родительских собраний,
учебной и внеучебной деятельности на базе образовательных организаций и
иных учреждений по вопросам безопасного поведения в сети Интернет с
использованием методических рекомендаций ГАУ ТО «ОЦПР»,
опубликованных в разделе «Профилактика» (http://narco-
stop72.ru/profilaktika/biblioteka/materialy_v_sfere_bezopasnogo_povedeniya_v_seti
_internet/), в т.ч.:
видеоматериалы: «Как защитить свои персональные данные в
Сети?», «Как использовать соцсети безопасно?», «Мошенничество
бесконтактным способом», «Распространение пронаркотической
информации в Интернете», «Береги свои персональные данные»,
«Социальные сети и дети»;
полиграфическая продукция: «Три общих правила безопасности в
Интернете» (No1, No2, No3); «Правила пользования сетями общего
доступа Wi-Fi» (No1, No2, No3, No4, No5), «Правила безопасности в
Интернете».
А также с использованием сценария проведения профилактического
мероприятия-интеллектуальной игры «На темной стороне Интернета»
(Приложение 1).
Срок проведения: с 01 февраля по 31 марта 2023 г.
2. Обеспечение участия подростков и молодежи региона в областной
конкурсной интернет-игре «Молодежный квест» (Приложение 2).
Срок проведения: с 01 февраля по 17 марта 2023 г.
3. Организация и проведение областной профилактической акции
«Штрих-код» по выявлению и уничтожению надписей, содержащих
пропаганду наркотиков на зданиях и сооружениях (Приложение 3).
Срок проведения: с 01 по 31 марта 2023 г.
4. Участие в интернет-кампании, направленной на формирование
безопасной интернет-среды для детей и молодежи (распространение
информационного контента посредством транслирования информационных
постов, статей, баннеров, в том числе ретранслирование материалов ГАУ ТО
«ОЦПР» в социальных сетях органов и учреждений системы профилактики),
(Приложение 3).
Социальные сети ГАУ ТО «ОЦПР»:
Срок проведения: с 01 февраля по 05 марта 2023 г.
5. Размещение тематической информации на стендах учреждений и
организаций с использованием методических материалов ГАУ ТО «ОЦПР»
(ссылка для скачивания: http://narco-
stop72.ru/profilaktika/biblioteka/materialy_v_sfere_bezopasnogo_povedeniya_v_seti
_internet/) и листовки Департамента по спорту и молодежной политики г.
Тюмени (ссылка для скачивания: https://cloud.mail.ru/home/БИ/Баннеры/Кибер-
безопасность.pdf).
Срок проведения: с 01 февраля по 31 марта 2023 г.
Анонсирующая и итоговая информация о проведении областных
мероприятий размещается учреждениями/волонтерскими отрядами/
объединениями на официальных информационных ресурсах (сайт, официальная
страница или сообщество в социальных сетях) и средствах массовой
информации.
Кроме того, опубликованная по итогам мероприятия информация
дублируется для размещения в социальных сетях ГАУ ТО «ОЦПР». Для этого
необходимо в сообществе «Всё в твоих руках!|Волонтеры профилактики»
(https://vk.com/volontery72) социальной сети «ВКонтакте» через строку на стене
«Предложите новость» разместить пост в течение 3-х дней после
проведения мероприятия.
ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации»:
1. Организация и проведение информационно-просветительских
мероприятий по вопросам безопасности подростков и молодежи в Интернете.
Срок проведения: с 01 февраля по 31 марта 2023 г.
2. Организация и проведение Областной конкурсной интернет-игры
«Молодежный квест» (Приложение 2).
Срок проведения: с 01 февраля по 17 марта 2023 г.
4. Организация и проведение областной профилактической акции
«Штрих-код» по выявлению и уничтожению надписей, содержащих
пропаганду наркотиков на зданиях и сооружениях.
Срок проведения: с 01 по 31 марта 2023 г.
5. Организация и проведение интернет-кампании в сети Интернет
(Приложение 4) в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники».
Социальные сети ГАУ ТО «ОЦПР»:
Срок проведения: с 01 февраля по 05 марта 2023 г.
Приложение 1
Сценарий проведения профилактического мероприятия —
интеллектуальной игры «На темной стороне Интернета»
Профилактическое мероприятие «На темной стороне Интернета»
разработано для подростков 12+ и проводится в форме интеллектуальной
игры, которая состоит из 4-х туров. Игра носит обучающий характер и
нацелена на просвещение подростков в вопросах безопасного поведения в сети
Интернет.
Мероприятие предполагает командное участие (от 8 до 10 человек в
одной команде). В проведении мероприятия принимают участие привлеченные
специалисты, которые выступают в роли спикеров (жюри) и дают
комментарии, дополняют ответы участников на протяжении всей игры. Игра
может носить как соревновательный характер с выставлением баллов, так и
познавательный без ведения подсчета. Материалы игры могут быть
использованы по отдельности, как дополнение к другим методическим
разработкам.
Место проведения: образовательные организации, иные учреждения
Участники: подростки от 12 лет
Возможные приглашенные спикеры (жюри): волонтеры или куратор
проекта «Киберпатруль», психолог, педагог, системный администратор.
Продолжительность: 45-60 минут
Цель: формирование у несовершеннолетних знаний о потенциальных
рисках при использовании сети Интернет, путях защиты от сетевых угроз.
Задачи:
1. Актуализировать знания несовершеннолетних о методах защиты от
мошенничества, защите своих персональных данных, и правилах
поведения в Интернете.
2. Оказать содействие несовершеннолетним в получении знаний по
безопасному поведению в сети Интернет.
3. Научить работать в команде.
Необходимое оборудование:
— карточка с филвордом (Приложение 1.1.) – по 1 на команду;
— карточки с ситуациями (Приложение 1.2)– по 1 набор на команду;
— ручки, фломастеры, бумага А4 – на каждую команду.
Ход мероприятия:
Вводная часть:
Ведущий: Добрый день, уважаемые участники и гости нашего
мероприятия! Наша встреча приурочена к Международному дню безопасного
Интернета, и сегодня мы вместе выясним, какие ловушки таит в себе всемирная
паутина и как безопасно пользоваться ее ресурсами.
Мы живём в эпоху Интернета и информационных технологий. Интернет
плотно проник во все сферы деятельности, тем самым упрощая нам жизнь и
экономя наше время. Приведите примеры использования Интернета в
различных жизненных ситуациях.
Ответы участников: общение в социальных сетях, поиск информации,
просмотр фильмов и т.д.
Ведущий: Приведите примеры ситуации, в которых, используя Интернет,
мы экономим время.
Ответы участников: Перевод денег, оплата мобильной связи, онлайн
шопинг, гос. услуги.
Ведущий: Безопасно ли пользоваться Интернетом? Почему? С какими
опасностями может столкнуться человек?
Ответы участников: Небезопасно, так как личную страницу человека
могут взломать. Через интернет могут вовлечь в преступную деятельность,
можно стать жертвой мошенников, можно столкнуться с запрещенным
контентом (пропаганда наркотиков, экстремизма и др.).
Ведущий: В настоящее время существует ряд опасных ситуаций при
использовании Интернета, но риск можно свести к минимуму, если соблюдать
простые правила. Человеку важно научиться распознавать опасность, научиться
обходить ловушки, расставленные преступниками.
Для того, чтобы понять чем отличается живое общение от общения в
Интернете, я предлагаю смоделировать игровую ситуацию.
Ролевая игра «Мистер Икс»
Для участия в игре приглашаются шесть добровольцев. По жребию
определяются роли участников: Мистер Икс – 1 чел., настоящие друзья – 4 чел.,
мальчик Петя – 1 чел.
Погружение в игру: Петя приехал отдыхать в загородный лагерь. Пока он
ни с кем не подружился, но в ближайшее время ему предстоит выбрать себе
друзей. Он заметил, что пять человек пытаются наладить с ним дружеское
общение, но вожатый предупредил его, что с одним из них нужно быть по —
осторожнее, так как от него всякое можно ожидать….
Задача «Друзей» и «Мистера Икс» – убедить Петю сдружиться с ними.
Задача Пети – вычислить, кто из них Мистер Икс (ненадежный товарищ), и
попытаться свести на нет общение с ним. Каждый из участников предлагает
Пете один из вариантов досуга (поиграть в футбол, теннис, настольную игру,
покататься на роликах).
Мистер Икс убеждает Петю максимально импульсивно, настойчиво
(возможно, даже навязчиво) и эмоционально (использует мимику и жесты,
громкость и тембр голоса, телесный контакт, например, может приобнять,
похлопать по плечу, взять за руку).
В процессе беседы Мистеру Икс рекомендуется использовать следующие
движения (несколько на выбор): отводит глаза от собеседника, прикрывает
рукой рот, теребит уши, почесывает нос, поджимает или покусывает губы,
постоянно поправляет ворот рубашки или расправляет футболку, теребит
или поправляет волосы, ерзает на стуле или переступает с ноги на ногу.
О том, в какой манере и использованием каких жестов Мистер Икс
должен убеждать Петю, он узнает из комментария, указанного в карточке с
его ролью.
Рефлексия
По итогам игры Петя должен ответить, почему выбрал того или иного
друга (друзей может быть несколько) и почему отсеял остальных участников.
По каким признакам он вычислял Мистера Икс? Возникало ли ощущение
обмана/опасности?
Мистеру Икс необходимо проанализировать, что помогло ему или
помешало добиться своей цели. А также ответить на вопрос: было бы ему легче
добиться расположения к себе, если бы их общение было виртуальным?
Комментарий ведущего
Как в реальном, так и в виртуальном мире, есть круг лиц, общение с
которыми может быть небезопасным. Первоочередная задача каждого из нас
оградить себя от негативного влияния недоброжелателей. В реальной жизни
сделать это намного проще, потому что при личном общении можно судить о
намерениях человека по жестам, взглядам, мимике и интонации, а обман можно
заподозрить намного раньше.
Онлайн общение лишает нас возможности видеть и слышать собеседника,
что приводит к потере значительной части информации. Одну и ту же фразу,
например: «Ты – молодец!» можно расценить как слова поддержки и
одобрения, а можно и как иронию.
В Интернете собеседник всегда остается Мистером Икс, от которого
можно ожидать чего угодно. За фотографией собеседника может скрываться
посторонний человек. И нам не всегда удается спрогнозировать, каковы будут
последствия такого общения. В живом общении у нас больше возможностей
правильно оценить собеседника и составить представление о нем. Язык тела,
речь часто играют ключевую роль в определении того, является ли кто-то
лжецом.
Виртуальное общение позволяет активным участникам диалога сохранять
анонимность, именно поэтому в сети Интернет совершается большое
количество преступлений, а значительная часть информации носит ложный
характер.
В рамках сегодняшнего мероприятия нам предстоит узнать, с какими
опасностями можно встретиться в сети и что необходимо предпринять для того
чтобы обезопасить себя и свои данные от мошенничества.
И в этом нам поможет ___________________________ (ведущий
представляет приглашенного специалиста).
Выступление привлеченного специалиста (краткая информационная
справка):
Интернет-пространство – это не только пространство для поиска
информации, ведения личной переписки, знакомства с новыми людьми и
общения, это еще и источник опасности. Обезопасить себя возможно только
будучи осведомленным о видах угроз, исходящих из Сети.
Слышали ли вы что-нибудь о таком понятии, как киберпреступность?
Ответы участников.
Киберпреступность – это преступления, которые совершаются с
помощью информационных технологий в сети Интернет. Каждый из нас может
стать жертвой киберпреступников, если мы не будем соблюдать правила
безопасного поведения в Интернете. Как вы думаете, о каких правилах идёт
речь? Приведите примеры.
Ответы участников.
Мы с вами рассмотрим семь ключевых правил безопасного поведения в
Интернете:
1) Храните тайны!
В информационном пространстве нам часто приходится вводить свои
данные. Безопасно ли это? (Ответы участников).
Персональные данные (имя, фамилия, адрес, дата рождения, номера
документов) можно вводить только на безопасных сайтах с защищенным
доступом. Проверить безопасность можно, посмотрев в адресную строку сайта:
вначале должна стоять аббревиатура https://, а не http://.
Справочно:
HTTP – протокол гипертекстовой разметки, используемый по
стандарту для передачи любого рода данных в интернете. Аббревиатура
расшифровывается как «hypertext transfer protocol». Смысл достаточно
прост: пользователь делает отправку запроса на сервер расположения сайта,
протокол форматирует данные определённым образом в процессе, а потом
доставляет результат, браузер всё это преобразует в вид, понятный
обычному человеку. Проще говоря, HTTP – это набор правил передачи
информации между браузером клиента и сервером сайта.
HTTPS – является тем же протоколом, но со встроенным
шифровальщиком: буква которую добавили в конце аббревиатуры — «S»
означает «Secure», то есть «безопасный». Он задействуется для доменов, к
которым подключён SSL-сертификат (Secure Sockets Layer). Это –
защищённая вариация стандартного протокола для конфиденциальной
передачи данных, расшифровка которых потребует приватного ключа,
хранящегося только на сервере. Шифрование происходит в обе стороны – на
приём и передачу, поэтому в промежутке доставки они всегда находятся в
зашифрованном виде.
Простыми словами HTTP – является открытым протоколом передачи
данных, а HTTPS – закрытым и имеет надстройку шифрования.
2) Сохраняйте анонимность!
Создавая свой профиль в социальных сетях, нужно максимально избегать
привязки к реальному миру.
Нельзя указывать свой адрес, дату рождения, школу, класс — те данные по
которым, человека можно найти. Доступ к данным, опубликованным в сети,
могут получить даже те, кого вы не знаете, данными могут воспользоваться
преступники.
Помните, что фотография, размещенная в Интернете доступна для
просмотра всем. Не стоит размещать фото, которые могут скомпрометировать
вас или которые раскрывают личную информацию, например, о вашем месте
проживания, о членах семьи, о передвижениях в режиме реального времени.
3) Распознайте злоумышленника!
На что необходимо обратить внимание прежде, чем вступить в диалог в
Интернете? Что сигнализирует об опасности? (Ответы участников).
Прежде чем вступить в общение в сети Интернет необходимо
проанализировать личные данные собеседника, если Вы не знакомы с этим
человеком в реальной жизни. Вас должно насторожить, если: У него нет или
очень мало друзей в социальной сети. Личная страница создана недавно и не
содержит личных фотографий. Собеседник о чем-то просит: прислать фото,
сделать репост чужого поста или опубликовать на своей странице неизвестную
вам информацию.
В целях безопасности разумнее будет не вступать в общение с такими
пользователями.
4) Не сообщайте своё местоположение!
Данные геолокации позволяют всему миру узнать, где вы живете и
учитесь, проводите свободное время, в каких акциях участвуете, какие шоу и
спектакли любите, как отдыхаете. Отследить местоположение человека теперь
не составляет труда.
5) Учитесь замечать поддельные сайты!
Фишинг — это способ, с помощью которого мошенники выманивают у
человека его данные: логин, название учетной записи и пароль.
Происходит это так: пользователю присылают ссылку на сайт, очень
похожую на настоящий адрес почтового сервиса или социальной сети. Как
правило, мошенники специально покупают такие домены. Например, для
mail.ru это может быть «meil.ru», а для vk.com — «vk-com.com».
Злоумышленник ждет, когда человек введет логин или пароль на
поддельном сайте. Так он узнает данные, а потом использует их для входа в
настоящий профиль своей жертвы.
6) Создавайте надежные пароли!
А вы знаете, какой пароль необходимо придумать, чтобы вас не смогли
взломать? (Ответы участников).
Самым надежным паролем считается тот, в котором присутствуют и
буквы, и цифры, и различные символы.
Никому и никогда не разглашайте свои пароли. Они – ваш главный
секрет. Придумайте свой уникальный пароль, о котором никто не сможет
догадаться. Не записывайте пароли на бумажках, не храните их в открытом
доступе. Не отправляйте свои пароли по электронной почте.
7) Главный секрет безопасности в Сети!
Не нужно делать в Интернете то, что бы вы не стали делать в реальном
мире. Разница между виртуальной и реальной действительностью минимальна.
За оскорбления в Сети, рекламу и распространение запрещенной
информации/веществ, пропаганду идей и призывы к противоправным
действиям предусмотрена уголовная и административная ответственность.
К противоправному контенту – информации, распространение которой
запрещено в сети Интернет, относится, например, экстремистская
деятельность.
Экстремизм – это склонность к крайним взглядам и мерам, таким как
провокация беспорядков, террористические акции. К экстремистской
деятельности также относится публичное оправдание таких мер как пропаганда
исключительности, превосходства по признаку социальной, расовой,
национальной, религиозной, языковой принадлежности; пропаганда или
оправдание нацистской идеологии. «Посты», картинки, «демотиваторы»,
комментарии и т. д. могут попасть под определение экстремистской
деятельности. Не стоит состоять в группах в социальных сетях, содержащих
призывы к массовым беспорядкам и несанкционированным митингам.
Также запрещено в Интернете распространение наркотиков. Эта
деятельность приравнивается к сбыту и является уголовно наказуемой.
Запрещена пропаганда наркотиков, в том числе изображение листьев растений,
содержащих наркотические вещества, публикация аудиозаписей с пропагандой
наркотиков. За пропаганду наркотиков предусмотрена административная
ответственность.
Еще одним видом противозаконных действий в Интернете является
«троллинг» и «кибербуллинг».
Троллинг – это форма социальной провокации или издевательства в
сетевом общении с целью развития конфликта между пользователями с
сопровождением взаимных оскорблений и т.п.
Кибербуллинг – это травля, оскорбления или угрозы, высказываемые с
помощью средств электронной коммуникации, в частности, сообщений в
социальных сетях, мгновенных сообщений, электронных писем.
За оскорбления и клевету в Интернете предусмотрена уголовная и
административная ответственность.
Ведь никому неприятно получать злобные сообщения и негативные
комментарии в свой адрес. Чтобы сохранить свои нервы и самому не быть
виновником различных склок, необходимо оставаться спокойным и соблюдать
«сетевой этикет», или по-другому «нетикет». Так называют правила этикета в
Интернете при общении друг с другом.
Соблюдение этих простых правил поможет проводить время в сети
безопасно, не сталкиваясь с различного рода проблемами.
Сегодня мы проведем интеллектуальную игру «На темной стороне
Интернета». Полученные знания станут тем навигатором, который поможет
нам не сбиться с правильного пути, путешествуя по бескрайнему Интернет-
пространству.
Помогать и направлять наших участников будут специалисты, чьи
ценные советы помогут разобраться в сложных заданиях. Представляем вам
наших спикеров. Наши гости, которые выступят в роли строгого,
компетентного жюри.
Участники делятся на две команды и выбирают капитанов.
Сегодня здесь собрались команды, которые будут бороться за первое
место. Представляем команды и их капитанов.
Наша игра будет проходить в 4 тура. По ходу игры команды будут
зарабатывать баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов –
становится победителем.
А сейчас мы переходим к нашей игре.
1 тур – Разминка
Ведущий выдает командам карточку с филвордом (Приложение 1.1.).
Задача участников найти за 5 минут как можно больше слов, связанных с
Интернетом. За каждое найденное слово команды зарабатывают по 1 баллу. По
истечению времени карточки сдаются жюри для подсчета баллов.
2 тур – Аналитический
Ведущий: Переходим ко второму туру нашей игры. В этом туре
участникам необходимо на время быстро и правильно проанализировать 4
ситуации: оценить их с точки зрения опасности и предложить вариант
безопасного поведения.
Капитаны – самые ответственные участники. На их плечи ложится
функция быстро доставить до своей команды карточки с ситуацией. На
проведение второго тура отводится 10 минут. По моей команде капитаны
подходят и берут карточку с первой ситуацией, далее бегом возвращаются к
своей команде и коллективно отвечают на вопрос. Ответ записывают на пустой
бланк и быстро его передают ведущему, а сами бегут за следующим вопросом и
так далее.
Карточки с ответами участников изучают спикеры (жюри) и
комментируют их.
Команды могут завершить данное задание менее чем за 10 минут, а могут
и вовсе не уложиться в 10 минут. Но, ведущий по истечению 10 минут
останавливает участников и переходит к обсуждению.
Подведение итогов: по итогу 2 тура команды получают баллы от 0 до 2 (0
– неправильный ответ, 1 – частично верный ответ, 2 – полностью верный
ответ). Ведущий оглашает количество баллов каждой команды за 2 тур.
Карточки с ситуацией:
Ситуация
1 Вам пришло электронное письмо о том, что ваш почтовый ящик
переполнился. Чтобы увеличить его объем, необходимо подать заявление.
Сделать это можно по ссылке, указанной ниже. Ваши действия?
2 Неизвестный человек добавляется к вам в друзья в социальной сети,
некоторое время вы общаетесь на общие темы, затем он предлагает вам
встретиться. После того как вы отказываетесь от встречи, интернет-
знакомый начинает писать вам оскорбления. Что Вы будете делать в
данном случае?
3 При скачивании картинки или мелодии из Интернета вас просят
отправить СМС для подтверждения действия на сайте. Что Вы будете
делать?
4 У Кристины взломали аккаунт во «ВКонтакте». Взломщик начал писать с
ее страницы всем друзьям и просить скинуть деньги на карту. Как должна
поступить Кристина?
Жюри оценивают выступления команд и комментируют ответы
участников.
Правильные ответы (краткая информационная справка для
представителей жюри):
1. Ни в коем случае не стоит переходить по ссылкам, направленным
от незнакомых пользователей, даже если они выдают себе за специалистов
технической поддержки. Письмо со ссылкой необходимо отправить в «Спам».
2. Если Вам приходят письма с неприятным или оскорбляющим
содержанием не стоит вступать в диалог, т.к. письмо, возможно является
провокационным. За необоснованные обвинения и оскорбления в сети Интернет
предусмотрена правовая ответственность. Далее необходимо заблокировать или
добавить в спам собеседника. О случившемся следует сообщить родителям или
взрослым, которым вы доверяете.
3. Подтверждения отправлять не стоит, а данный сайт необходимо
покинуть, так как СМС-мошенничество довольно распространенный способ
кражи денежных средств. Мошенники маскируют таким образом
подтверждения на подключение платных рассылок и списание денежных
средств под запросы на скачивание файлов.
4. Срочно поменять пароль во «ВКонтакте» на безопасный, используя
цифры, символы, буквы верхнего и нижнего регистра. Включить двухфакторную
аутентификацию с кодом. Необходимо написать всем друзьям лично, либо
опубликовать пост на стене о том, что страничку взломали, и чтобы никто не
переводил деньги.
3 тур – Коммуникативный
Ведущий: Последствия общения в сети Интернет во многом зависят от
умения грамотно выстраивать диалог. Мы с вами уже убедились, что за
миловидной аватаркой может скрываться кто угодно, а значит и нам стоит
поучиться вести беседу так, чтобы не афишировать личные данные, но и не
обманывать собеседников; не провоцировать самому и не поддаваться на
провокации других.
Умение держать язык за зубами и давать абстрактные, уклончивые
ответы — одни из важных составляющих безопасного общения.
Развить такие навыки поможет нам игра, которая называется «Болтун-
находка для шпиона». Сейчас мы и узнаем, кто из вас умеет лучше всего
хранить секреты.
Я буду задавать вопросы, на которые вы должны придумать
оригинальные ответы, но при этом не выдать истинной информации (правду
говорить нельзя!), но и не обманывать меня; также не принимаются ответы
«Да» и «Нет».
Ведущий по очереди задает вопрос командам, а один из участников
должен ответить на него. За каждый принятый ответ командам начисляется по
одному баллу.
Варианты вопросов:
Ты учишься в сельской школе?
Правда, что твое настоящее имя Алексей?
Ты занимаешься спортом?
Ты смотрел(-а) фильм Аватар 2?
Ты больше любишь РОК или РЕП?
Ты чаще играешь в «Контрстрайк» или «Танки»?
Ты болеешь за «Динамо» или за «Зенит»?
Чем ты будешь заниматься на каникулах?
Ты живешь рядом с поликлиникой?
Вы планируете летом поездку на море?
Это ты вчера вечером выгуливал(- а) белого лабрадора?
У твоих родителей тоже белая SKODA?
Варианты ответа: Для вас я могу быть и Алексеем. Я болею за тех, кто
лучше играет. Я не строю далеко идущие планы.
Обсуждение: Любые сведения, которые позволяют идентифицировать
конкретного человека из группы других лиц могут иметь интерес для
злоумышленников. Такие вопросы позволяют установить место проживания,
учебы, интересы, а, следовательно, в случае мошенничества разработать
максимально правдоподобную и адаптированную под конкретного человека
схему.
Если вам поступил вопрос, на который вы не хотите или не считаете
нужным отвечать, то самый безопасный вариант — это постараться уйти от
ответа, ответить вопросам на вопрос или пошутить на эту тему. Важно
помнить, что при виртуальном общении слова могут быть зафиксированы
(создание скриншотов) и использованы против вас.
4 тур – Творческий
Ведущий: Мы с вами сегодня узнали, как правильно вести себя в
Интернете. Для того чтобы эти знания надежно зафиксировать, я предлагаю вам
принять участие в следующем этапе нашей игры, а заодно и проявить свои
творческие способности.
Всем известная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать!». Визуализация и наглядный материал помогают быстро и понятно
объяснить человеку сложные вещи. А главное, увиденное запоминается лучше,
чем то о чем вы услышали, возможно, даже несколько раз.
Предлагаем вам попробовать инсценировать ситуации, связанные с
разными видами мошенничества в сети Интернет и рассказать окружающим об
опасностях, которые могут их подстерегать.
Задание: Самостоятельно инсценировать сюжет об одном из видов
обмана, который достаточно часто встречается в сети Интернет в повседневной
жизни. Кроме того, участники в финальной части представления должны
вывести мораль или дать совет как избежать повторения подобной ситуации.
На выполнение задания командам дается 15 минут, после чего участники
демонстрируют свои постановки.
При выполнении задания участники могут придумать как собственный
сюжет истории, так и разыграть одну из предложенных ситуаций:
1) Вы регистрировались на разных сайтах и оставляли данные своего
контактного телефона. Ваш телефонный номер попал в базу со спам-рассылкой,
теперь у вас разрывается телефон от непонятных сообщений и навязчивых
звонков с неизвестных номеров.
2) Родители завели вам детскую банковскую карту и переводят на нее
небольшие суммы денег для оплаты проезда, обедов или на карманные
расходы. В одном из интернет — магазинов вам очень понравился чехол для
телефона. Вы заказали его и оплатили при помощи карты. Деньги списали, а
товар так и не поступил.
Подведение итогов: по итогу 4 тура команды получают баллы от 0 до 5
(по одному баллу за каждый выполненный критерий). Критерий оценки:
раскрытие темы, практическая значимость (отражение основ безопасности в
Интернете), исполнение, артистичность, культура речи.
Жюри оценивают выступления команд и комментируют ответы
участников.
Комментарий специалиста к предложенному сюжету:
1. При регистрации на сайтах старайтесь указывать свой номер
телефона только там, где это крайне необходимо. И не игнорируйте
пользовательские соглашения: в них, как правило, есть вся информация о
возможностях дальнейшей судьбы ваших данных. Не переходите по
подозрительным ссылкам, которые приходят в СМС. И с осторожностью
раздавайте свой номер на досках объявлений в Интернете. Нежелательный
контент необходимо блокировать. Для того, чтобы избавиться от спам-звонков
можно использовать встроенные возможности операционной системы вашего
смартфона; воспользоваться предлагаемыми оператором услугами антиспама;
установить специальное приложение для борьбы с телефонным спамом.
(Ссылка: https://www.kaspersky.ru/blog/spam-calls-blocking/30186/)
2. Большинство распространенных мошеннических схем обязано
своим успехом банальной доверчивости и невнимательности пользователей. В
данной ситуации пользователь скорее всего сделал заказ на фишинговом сайте.
При создании таких сайтов мошенники имитируют доменные имена известных
брендов, но при этом в них можно найти отличие в одной букве, символе.
Поэтому очень важно обращать внимание на адресную строку, а также
самостоятельно искать сайт в поисковике, а не переходить по чужим ссылкам.
Чтобы обеспечить себе безопасность при покупке онлайн, достаточно
соблюдать несколько простых правил: никогда не вносить предоплату за товар,
не переходить по ссылкам на внешние сайты, если их прислали другие
пользователи, не диктовать и не высылать никому личные данные — CVV/CVC-
код банковской карты, коды из SMS от банка или других сервисов.
В случае утечки данных банковской карты, а также хищения денежных
средств необходимо в первую очередь сообщить родителям, а те в свою
очередь должны незамедлительно обратиться в банк с просьбой заблокировать
карту.
Заключительный этап:
Ведущий: Ребята, вы все большие молодцы! И пока наши эксперты
(жюри) подводят итоги, я хочу у вас узнать: что было самым трудным на
мероприятии? Что было новым для каждого из вас? (команды, либо капитаны
отвечают по очереди)
Ведущий оглашает итоговые баллы и называет команду-победителя.
Ведущий: Всем участникам спасибо! Надеюсь, вы извлекли много
полезной информации из нашей игры.
Когда мы покупаем для себя нужную, важную и дорогую вещь, мы
обязательно, прежде чем использовать ее в повседневности, прочтем
инструкцию и только потом, тщательно изучив все правила и комментарии,
работаем с ней. Чтобы Интернет стал настоящим помощником в учебе, отдыхе,
развлечении, самообразовании, общении и многом другом, необходимо
следовать правилам работы. Соблюдайте сетевой этикет и не забывайте
заботиться о своей безопасности в Интернете. До новых встреч!
Приложение 1.1
Материалы для проведения профилактического мероприятия —
интеллектуальной игры «На темной стороне Интернета»
Игровая карточка для 1 тура интеллектуальной игры
Правильные ответы: интернет, сайт, информация, мод, вирус, спам
браузер, закладка, домен.
Приложение 1.2
Игровые карточки с ситуациями для 2 тура интеллектуальной игры:
Ситуация
1 Вам пришло электронное письмо о том, что ваш почтовый ящик
переполнился. Чтобы увеличить его объем, необходимо подать заявление.
Сделать это можно по ссылке, указанной ниже. Ваши действия?
2 Неизвестный человек добавляется к вам в друзья в социальной сети,
некоторое время вы общаетесь на общие темы, затем он предлагает вам
встретиться. После того как вы отказываетесь от встречи, интернет-
знакомый начинает писать вам оскорбления. Что Вы будете делать в
данном случае?
3 При скачивании картинки или мелодии из Интернета вас просят
отправить СМС для подтверждения действия на сайте. Что Вы будете
делать?
4 У Кристины взломали аккаунт во «ВКонтакте». Взломщик начал писать с
ее страницы всем друзьям и просить скинуть деньги на карту. Как должна
поступить Кристина?
Приложение 2
Приложение 8 проекта организации мероприятий,
направленных на пропаганду здорового образа жизни
и профилактику асоциальных явлений,
«Тюменская область – территория здорового
образа жизни!» с изменениями и дополнениями
Положение о проведении областной интернет-игры
«Молодежный квест»
1. Общие положения
1.1.Областная интернет-игра «Молодежный квест» (далее – интернет-игра)
проводится в рамках реализации блока тематических мероприятий,
направленных на формирование безопасной интернет-среды для детей и
молодежи «Безопасный Интернет» в рамках проекта «Тюменская область –
территория здорового образа жизни!».
2. Цели и задачи интернет-игры
2.1.Цель: профилактика информационной безопасности детей и молодежи в
современной информационно-телекоммуникационной среде.
2.2. Задачи:
— формирование навыков ответственного и безопасного поведения в
современной информационно-телекоммуникационной среде;
— информирование о правовой ответственности, связанной с
деятельностью в сети Интернет.
3. Организаторы интернет-игры
3.1. Организатором является ГАУ ТО «Областной центр профилактики и
реабилитации» (далее ГАУ ТО «ОЦПР»)
3.2. Соорганизаторы мероприятия: органы и учреждения системы
профилактики муниципальных районов (городских округов) Тюменской
области.
4. Жюри интернет-игры
4.1. Победителей интернет-игры определяет жюри.
4.2. В состав жюри входят представители и специалисты органов и
учреждений системы профилактики.
5. Этапы проведения интернет-игры
5.1. ГАУ ТО «ОЦПР» направляет не позднее 25 января концепцию
проведения интернет-игры в муниципальные районы (городские округа)
Тюменской области.
5.2. ГАУ ТО «ОЦПР» организует информационную кампанию по
проведению интернет-игры, в том числе в сети Интернет (СМИ, официальный
сайт, группы в социальных сетях).
6. Участники интернет-игры
6.1. В интернет-игре принимают участие волонтерские отряды и
инициативные группы с участниками от 12 до 18 лет, проживающими на
территории Тюменской области.
7. Порядок и условия проведения интернет-игры
7.1. Интернет-игра «Молодежный квест» проводится с 01 февраля по 17
марта на интернет-ресурсе группы ВКонтакте: https://vk.com/web_quest72.
Концепция интернет-игры разрабатывается дополнительно (Приложение 2.1).
7.2. Для участия в интернет-игре участники заполняют электронную заявку
через Google-форму по ссылке (https://forms.gle/9uRvZoMihYro1p7CA) в срок до
12 февраля 2023 года. Работы без электронной заявки не
рассматриваются.
7.3. Участники интернет-игры выполняют задания и направляют ответы 1 и
2 уровней через Google-форму по ссылке:
1 уровень — https://forms.gle/TJdSNYSomSbe58fs7;
2 уровень — https://forms.gle/TvdYAqTB42QQwJKS6 .
7.4. Материалы творческой работы направляются на адрес электронной
почты: ocpr72_omo@bk.ru с пометкой «Творческий уровень молодежного
квеста», а также публикуется фотография команды с разработанной игрой в
сообществе интернет-игры «Молодежный квест» в социальной сети
«ВКонтакте».
7.5. По результатам выполненных заданий участники зарабатывают баллы.
7.6. Подведение итогов игры проводится с 06 по 17 марта 2023
Победителями становятся участники, набравшие наибольшее количество
баллов за все выполненные задания.
8. Критерии оценки
8.1. Оценка заданий участников осуществляется в соответствии со
следующими критериями:
— правильность выполнения предложенных заданий;
— соответствие информации, используемой при разработке игры,
предложенным организаторами информационным материалам,
— информативность — в процессе игры участник получает знания,
практические советы о том, как безопасно пользоваться Интернетом;
— оригинальность — игровое поле, ход игры и правила не должны
полностью копировать одну из известных настольных игр;
— практическая значимость – возможность дальнейшего использования
разработанной игры в целях обучения основам безопасности в сети
Интернет;
— общее восприятие — работа должна быть аккуратной, законченной и
иметь привлекательный внешний вид.
9. Требования к предоставляемым работам
9.1. Работы не должны иметь никакого политического подтекста,
провоцировать конфликты или пропагандировать запрещенные вещества.
Также работы не должны нарушать моральные, этические нормы,
законодательство РФ.
9.2. Работы, не соответствующие требованиям, не рассматриваются.
9.3. Работы, направленные позже установленного срока, не
рассматриваются.
10. Награждение
10.1. По результатам проведения интернет-игры определяются три
команды-победителя согласно полученным баллам.
10.2. Остальные участники Конкурса, выполнившие задания трех игровых
туров, награждаются дипломами за участие.
11. Иные положения
11.1. Материалы, предоставленные в ходе интернет-игры, организаторы
вправе использовать с сохранением авторства в профилактической
деятельности, в том числе опубликовать на других интернет-ресурсах ГАУ ТО
«ОЦПР» и в СМИ.
11.2. Департамент социального развития Тюменской области вправе
вносить изменения в настоящее положение.
Консультации по вопросам участия в конкурсе можно получить по
тел.: 8 (3452) 21-49-00, 21-49-10.
Приложение 2.1
Концепция проведения областной конкурсной интернет-игры
«Молодежный квест»
Областная конкурсная интернет-игра «Молодежный квест» (далее –
интернет-игра) проводится в рамках реализации блока тематических
мероприятий, направленных на формирование безопасной интернет-среды для
детей и молодежи «Безопасный Интернет» проекта «Областной
профилактический марафон «Тюменская область – территория здорового
образа жизни!».
Сроки проведения: с 01 февраля по 17 марта 2023 г.
География проведения: муниципальные образования Тюменской области
Участники: волонтерские отряды и инициативные группы с участниками
от 12 лет в количественном составе до 10 человек.
Условия участия
Для участия в интернет-игре команды-участники заполняют электронную
заявку через Google-форму по ссылке (https://forms.gle/9uRvZoMihYro1p7CA), в
которой также дают согласие на обработку персональных данных в срок до 12
февраля 2023 года.
В период с 06 февраля по 05 марта 2023 года команды выполняют
задания, размещенные в сообществе интернет-игры «Молодежный квест»
социальной сети «ВКонтакте».
Задания конкурса подразделяются на 3 уровня: 1 уровень – логический,
2 уровень – аналитический, 3 уровень – творческий.
1 уровень (логический) – с 06 по 12 февраля:
На данном уровне участникам предлагается в течение недели выполнить
задания, которые будут опубликованы организаторами игры 06 февраля 2023
года в сообществе интернет-игры «Молодежный квест» социальной сети
«ВКонтакте».
Ответы на задания 1 уровня направляются через Google-форму по ссылке
(https://forms.gle/TJdSNYSomSbe58fs7). Ответ по одному заданию можно
направить только 1 раз от 1 команды. Все последующие ответы, направленные к
одному и тому же заданию от одной команды, не рассматриваются. Ответы
присылаются до 12 февраля (не позднее 23:59 час).
Задания 1 уровня оцениваются по 1 баллу за каждое задание. Правильный
ответ – 1 балл; неправильный ответ – 0 баллов (мах – 3 балла).
Каждая команда на протяжении первого уровня может разместить 1
публикацию с описанием и фотографиями выполнения заданий в сообществе
интернет-игры «Молодежный квест» в социальной сети «ВКонтакте». За
размещение публикации команда получает дополнительно 0.5 балла к своему
рейтингу. Публикации размещаются до 12 февраля (не позднее 23:59 час)
В описании к публикации обязательно указывается название
волонтерского отряда (инициативной группы), организации (учреждения) и
муниципальное образование. Указываются хештеги: #МКтюмень2023
#БезопасныйИнтернет.
2 уровень (аналитический) – с 13 по 19 февраля:
Участникам предлагается в течение недели выполнить задания, которые
будут опубликованы организаторами игры 13 февраля 2023 года в сообществе
интернет-игры «Молодежный квест» социальной сети «ВКонтакте». Задания
уровня включают в себя разгадывание головоломки, ответы на вопросы,
связанные с деятельностью в сети Интернет, а также анализ электронного
сообщения.
Ответ по одному заданию можно направить только 1 раз от 1 команды.
через Google-форму по ссылке (https://forms.gle/TvdYAqTB42QQwJKS6) до 19
февраля (не позднее 23:59).
Все последующие ответы, размещенные к одному и тому же заданию от
одной команды, не рассматриваются. Задания 2 уровня оцениваются по одному
баллу за каждый правильный ответ (правильный ответ – 1 балл; частично
правильный ответ – 0,5 балла неправильный ответ – 0 баллов).
Каждая команда на протяжении второго уровня может разместить 1
публикацию с описанием и фотографиями выполнения заданий в сообществе
интернет-игры «Молодежный квест» в социальной сети «ВКонтакте». За
размещение публикации команда получает дополнительно 0.5 балла к своему
рейтингу. Публикации размещаются до 19 февраля (не позднее 23:59 час).
3 уровень (творческий) – с 20 февраля по 5 марта:
Уровень предполагает создание творческой работы на тему: «Детская
развивающая игра (стратегия) по безопасности в сети Интернет».
Знания по безопасному поведению в Интернете необходимы каждому
пользователю. В настоящее время дети разных возрастов все чаще пользуются
компьютерной техникой и самостоятельно осуществляют поиск информации в
Интернете. Это таит в себе риски столкновения с различными видами Интернет
– мошенничества. Разработка и внедрение настольных игр, которые знакомят в
ходе игры его участников с основами безопасного поведения в сети Интернет,
позволит организовать развивающий досуг подрастающего поколения.
Участникам 3 уровня игры предлагается разработать настольную игру,
которая позволит в простой и интересной форме ознакомить игроков с
правилами безопасного поведения в интернет-пространстве. Главная задача –
отобразить не менее 7-и показателей (правил) интернет-безопасности:
(безопасный пароль, заполнение профиля в соц. сетях, анализ личных данных
собеседника, отметки геолокации, безопасные сайты с защищенным доступом,
выявление фишинговых сайтов, противоправный контент и ответственность за
его размещение).
Настольная игра разрабатывается на основе информационного материала
по правилам безопасного поведения в сети Интернет, подготовленного
организаторами мероприятия (Приложение 2.1.2).
Разработка настольной игры включает:
— изготовление игрового поля, карточек, фишек и др.;
— описание игры (с указанием количества и возраста участников,
подготовки к игровому процессу (расположение карточек и фишек) описанием
правил игры;
— съемку видео-обзора (демонстрация процесса игры с комментариями
разработчика, продолжительностью не более 1 минуты!!!).
По итогам 3 уровня все участники размещают фотографию команды с
разработанной игрой в сообществе интернет-игры «Молодежный квест» в
социальной сети «ВКонтакте». Публикации размещаются до 5 марта (не
позднее 23:59 час)
В описании к публикации обязательно указывается название
волонтерского отряда (инициативной группы), организации (учреждения) и
муниципальное образование. Указываются хештеги: #МКтюмень2023
#БезопасныйИнтернет.
Кроме того, участники направляют пакет документов, в который входят
разработанные игровые материалы (игровое поле с карточками, описание и
видео-обзор), с указанием названия волонтерского отряда (инициативной
группы), организации (учреждения) и муниципальное образование на адрес
электронной почты: ocpr72_omo@bk.ru с пометкой «Творческий уровень
молодежного квеста» в срок до 5 марта (не позднее 23:59 час).
Настольная игра предполагает создание наглядного изображения с
использованием различных методов и средств:
— изображение в электронном виде, выполненное в графическом редакторе:
Canva, Paint, CorelDRAW, Photoshop, Piktochart и др. или работы, выполненные
от руки (плакат, коллаж).
При создании творческой работы обратите внимание на правила
оформления изображений: дизайн, композиция, цветовое оформление, шрифты.
Эти параметры влияют на критерий оценки «общее восприятие работы».
*Основные советы по дизайну:
— Придерживайтесь единого стиля. Подберите шрифты, графические
элементы и цветовую гамму, которые будете использовать. Размер шрифта
должен быть оптимально крупным, чтобы легко можно было прочесть текст.
— Сочетайте цвета. Используйте цветовой круг
(https://color.adobe.com/ru/create/color-wheel), который поможет подобрать
гармонирующие между собой оттенки.
— Не перегружайте карточки текстом. Следите, чтобы текст выражал
основную мысль и привлекал внимание.
Творческие работы оцениваются конкурсным жюри по шкале от 1 до 4
баллов.
Критерии оценивания:
— соответствие заявленной тематике;
— практическая значимость;
— общее восприятие работы;
— оригинальность, креативный подход.
Внимание: ответы и творческие работы, отправленные позже
установленного срока, не рассматриваются!
С 06 по 17 марта 2023 года проводится оценка работ участников и
выставление итоговых баллов.
Подведение итогов интернет-игры состоится 17 марта. Победителями
становятся три участника, набравшие наибольшее количество баллов за верно
выполненные задания 1, 2, 3 уровней.
Победители награждаются ценными призами и дипломами. Всем
участникам вручаются дипломы за участие (участниками признаются команды,
своевременно направившие заявку на участие и выполнившие все задания).
Приложение 3
Акция «Штрих-код»
по выявлению и уничтожению асоциальных надписей,
содержащих пропаганду наркотиков
Профилактическая акция «Штрих-код» направлена на уничтожение в
общественных местах асоциальных надписей, рекламирующих психоактивные
вещества, пропагандирующих их употребление и содержащих контактную
информацию о возможности их приобретения. Мероприятие проводится
специалистами сферы профилактики с привлечением волонтеров
профилактического направления.
Срок проведения: с 01 по 31 марта 2023 г.
Рекомендации по организации и проведению акции «Штрих-код»:
1. Акция «Штрих-код» проводится по необходимости, с учетом
актуальности и территориальной специфики муниципальных образований.
2. Для начала, необходимо выявить надписи на зданиях, сооружениях,
остановочных комплексах, содержащие пропаганду наркотиков. Определить
адреса, на которых содержатся надписи.
3. При подготовке и планировании акции «Штрих-код» организаторы
согласовывают проведение акции с компетентными органами, ответственными
за содержание придомовых территорий либо общественных мест.
4. Организация акции по закрашиванию надписей: поиск волонтеров,
специалистов, необходимых материалов для закрашивания, определения места,
даты и времени проведения.
5. Проведение акции по закрашиванию надписей: произвести
закрашивание надписей таким образом, чтобы надписи стали нечитабельными.
6. Предварительно организаторы проводят информационно-
разъяснительную работу с участниками акции «Штрих-код», разъясняют
правила и суть акции.
7. Во время проведения акции «Штрих-код» участники должны при себе
иметь разрешение/согласование от компетентных органов (управляющей
компании) на проведение акции «Штрих-код».
8. В случае, если асоциальные надписи содержаться на фасадах частных
объектов, необходимо проинформировать собственников о самостоятельном
устранении ими противоправных надписей.